ГУСТАВ ЮХАН НИКЛАНДЕР. ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИНСПЕКТОР ВЫБОРГА

ГУСТАВ ЮХАН НИКЛАНДЕР. ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИНСПЕКТОР ВЫБОРГА
1237
ГУСТАВ ЮХАН НИКЛАНДЕР. ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИНСПЕКТОР ВЫБОРГА
"Талантливый человек талантлив во всем", - гласит пословица; незаурядность и "пассионарность" двигают его вперед, и за что бы он ни взялся, все выходит позитивно и продуктивно, запоминается надолго и остается на века. А человек, относящийся к "природной" касте, умеющий видеть вокруг себя красоту природы и умеющий эту красоту воссоздавать собственными руками, чем бы он ни занимался по своей основной профессии, - особый редкостный случай.

Жизнь Густава Юхана Никландера напрямую связана с городом Выборгом и железной дорогой; профессия железнодорожного инспектора стала для него основной, с его именем связана история строительства Финляндской железной дороги. Скудные биографические сведения повествуют о том, что Густав Юхан родился в 1839 году в Мянтеяле в семье священника. В 1855 году, в возрасте 16 лет, он поступил на философский факультет Гельсинг-форского Университета с посещением лекций математическо-естественно-научного факультета, но по состоянию здоровья был вынужден сделать перерыв в обучении, Далее его судьба была наполнена путешествиями по Европе и Северной Африке. После трехлетнего путешествия Никландер возвращается на родину и заканчивает курс в Университете. В 1866 году он женится на Сельме Вильгельмине Моландер, дочери надворного советника из Або (Турку). И тут через его судьбу пролегла железная дорога, которая и привела его в Выборг и на остров Мюллюсаари.

Вторая половина XIX во всей Европе стала эпохой технической революции. Строительство Финлян-дской железной дороги непосредственно было связано с промышленным подъёмом в столице империи. В 1867 году по протекции генерал-губернатора Великого княжества Финляндского граф Н.В. Адлерберг, русский император Александра II отдал окончательное распоряжение о начале строительства железной дороги "Рийхимяки – Петербург" (Рийхимяки – транспортный узел в 70 км к югу от Хельсинки-Гельсинг-форса).

Финскому правительству предписывалось вести все работы по строительству и дальнейшую эксплуатацию дороги, на эти цели был выделен кредит в 10 миллионов рублей. Строительство началось 3 января 1868 года; для этого было создано специальное конструкторское бюро, где и начал свою трудовую деятельность в качестве "специалиста" Густав Никландер. Проект по тем временам был грандиозным, число строителей доходило временами до 12000, рядом с дорогой было построено 14 больниц и много продуктовых лавок, не считая зданий 31 железнодорожной станции.

Построенная по военным и экономическим соображениям очень быстро (особое «ускорение» строительству придал тот факт, что в 1866-68 годах в Финляндии случился небывалый голод и эпидемия брюшного тифа), железная дорога протяженностью в 371 километр пролегла к северу от побережья Финского залива.

Строительство путей по заболоченным участкам, возведение мостов, особенно стального моста через реку Кюми и разводного моста в Выборге, требовало применения самой современной строительной техники, что дало значительный импульс развитию машиностроения в Финляндии. Компании "Сименс" и "Халске" построили вдоль дороги телеграфные линии.

Полностью железная дорога была открыта для движения 11-го сентября 1870 года, Торжественное открытие, на котором присутствовал генерал-губернатор, состоялось уже 13 февраля на Финляндском вокзале в Петербурге, когда было завершено строительство участка Петербург-Выборг.

.В состав конструкторского бюро также входили только финские инженеры, - их было более восьмидесяти. Деревянное здание вокзала в Выборге проектировал молодой архитектор Кнут Нюландер, оно отличалось изяществом и незаурядным архитектурным стилем. Срубы зданий обшивали и красили обычно в желтый цвет; железнодорожные будки и другие подсобные постройки – в красный. У железнодорожных станций был лозунг: "Просто, но чисто и удобно".

Выборгский вокзал построили в местечке Ревонхянтя (в переводе "Лисий хвост"), на берегу залива. Расходы на закладку фундамента были значительными, так как стройку разбили на размываемой почве. В остальном вокзал был относительно простым зданием, хотя и богато украшенным резными элементами. Особенностью были маленькие поперечные балкончики - в здании вокзала жили работники железной дороги. Через 20 лет после открытия, Выборгская железнодорожная станция оказалась на третьем месте в Российской империи, по количеству отправленных и полученных грузов уступала только Петербургу и Гельсингфорсу. Сама станция преображалась год от года – обогащалась новыми службами и передовыми технологиями, самостоятельно занималась крупным ремонтом локомотивного хозяйства. Выборгское паровозное депо стало крупнейшим в Северной Европе.

После завершения строительства станции оставшийся на проживание в Выборге Густав Никландер был назначен ее инспектором. В приказе Управления Путей сообщения от 26 октября 1872 г. его должность звучала так: "ординарный инспектор станции". Приведя в порядок основные виды деятельности, касающиеся движения поездов и вспомогательных структур, обеспечивающих движение и сферу услуг, он получил возможность проявить другую грань своего таланта – садовника и естествоиспытателя, и взялся за оформление пристанционной территории зелеными насаждениями. Непосредственное высшее начальство – государственный советник Георг Адольф Стремберг, директор департамента дорожного движения,– был весьма впечатлен произошедшими изменениями и поручил Никландеру озеленить и другие крупные станции, Густав Никландер сам проектировал привокзальные парки и скверы, а исходные материалы выписывал из Швеции и Германии, Вскоре Стремберг ввел в штатное расписание должность садовника, и при железной дороге была создана даже собственная "плантация". Эта традиция сохранилась и по сей день (видимо, только на территории Финляндии), в создании этой несом-ненно полезной традиции – заслуга Никландера. Парк при вокзале стал неотъемлемой частью планировки территории. Парки стали разбивать при каждой, даже маленькой железнодорожной станции, что являлось новинкой даже в европейской практике. Пристанционные садики стали первыми общественными парками в Финляндии. Во всех были примерно одни и те же одинаково высаженные виды растений. Из хвойных видов деревьев чаще всего использовали пихты, они были высокими, и по ним сразу можно было определить расположение вокзала. Так же часто высаживали живые изгороди, деревья и кустарники стригли в форме шара. Специально для железнодорожных вокзалов вывели особый вид декоративных яблонь. Частью композиции многих парков была сирень.

В 1898 г. Густав Юхан Никландер получил повышение по службе - пост "директора движения"- и ему с семьей пришлось переехать в Хельсинки. Никландер был человеком разносторонних интересов: занимался музыкой (играл на скрипке), сочинял стихи и романсы. В конце жизни он поселился в Киркконуме (в 130 км от Хельсинки), где и продолжал заниматься своими любимыми увлечениями, в которых садоводству и цветоводству отводилось особое почетное место.

Летом нынешнего года на вокзале в Хельсинки, прямо на перронах, как оказалось, в очередной раз проходила выставка садово-паркового искусства "Чудесный сад", были выставлены крупномерные растения в кадках, цветочные контейнеры различных форм, и, как гласила аннотация, планировался даже конкурс ландшафтных проектов, Глаз радовало буйство красок и разнообразие цветов, невольно возникла мысль, что традиция необычного совмещения железной дороги и садово-паркового искусства связана с именем Никландера и продолжается до сих пор.


В ТЕМУ: "ПИХТЫ БЫЛИ ВЫСОКИМИ, ПО НИМ СРАЗУ МОЖНО БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОКЗАЛА"

Пихта бальзамическая - Abies balsamea - известна в культуре европейского озеленении с 1678 года, происхождение - Северная Америка, издавна признается "аристократом" сада и активно используется в западноевропейском парковом искусстве. Саженцы пихты бальзамической можно использовать повсеместно, - за счет стройной величественной кроны и блестящей хвои эти деревья выглядят очень торжественно и благородно.

Это дерево великолепно смотрится в одиночных посадках, а также в группах. Особенно часто пихту бальзамическую используют для создания ярких доминант на переднем плане ландшафтной группы, а также для формирования особой, романтической атмосферы в парке. Нижние ветви, будучи прикрыты дерном, легко укореняются, при этом молодые деревца, вырастающие вокруг материнского растения, создают очень эффектную группу. Очень эффектна - с молодыми темно-фиолетовыми шишечками, растущими вверх. За счет плотно примыкающей хвои посадки этих деревьев эффективно снижают уровень шума, в западноевропейском ландшафтном дизайне их часто можно увидеть в качестве живых изгородей. В аллейных и комбинированных посадках пихта прекрасно гармонируют с лиственными культурами (кленами, березами); хвойными (елями, соснами, лиственницами) и различными кустарниками.

Следует учитывать, что пихта бальзамическая болезненно переносит пересадки и прямое воздействие солнечных лучей; эти деревья лучше высаживать в зонах, защищенных от ветра. Что очень важно, бальзамическая пихта может высаживаться на территориях, отличающихся загазованностью воздуха.

Читайте также