"КАТЯ, БЕРЕГИ ДЕТЕЙ, Я СКОРО ВЕРНУСЬ..."

847
"КАТЯ, БЕРЕГИ ДЕТЕЙ, Я СКОРО ВЕРНУСЬ..."
Когда началась война, Николай Петрович Жабанов, как и другие односельчане, ушел на фронт. Осталась жена и четверо детей. Старшей (родители девочку назвали Ангелиной, а при крещении священник нарёк её Аллой) было всего шесть лет.

- Мы жили в селе Малолучинское Владимирской области, - рассказывает Алла Николаевна ЧЕРНЕВИНА. - Помню, как провожали отца. В тот день из нашего села не только его забирали, многие мужчины уходили, женщины и дети плакали. Я схватила папу за штанину и не отпускала, тогда дядя Лука дал мне конфету, а потом долго вспоминал: "Вот, Алюшка, отдала отца за конфетку".

Она была старшей, младшему брату – всего полгода. Мать трудилась в колхозе, Алла оставалась дома за старшую. Буханку хлеба делила поровну, всем понемногу, чтобы растянуть на целый день. Иногда заходила живущая по соседству бабушка, присматривала за детьми, пекла пироги.

- Осенью, когда уже пустовали колхозные поля, дети собирали мороженую картошку, - вспоминает Алла Николаевна. - Местность плодовитая, росли орехи, вишня, сладкая рябина – собирали всё, что можно употребить в пищу. Летом подбирали колоски ржи, пшеницы. Специального жернова у нас не было, но мама приспособила камни, с помощью которых перетирала зёрна в муку, варила кашу. Я знала все съедобные травы: на речке росла осока, вы не представляете, какие сладкие у нее корешки… В хозяйстве держали козу - чтобы молока хватило всем детям, мама разбавляла его водой. Помню, однажды к нам пришли какие-то люди и сказали маме: "Ваш муж сейчас в госпитале в Иваново, может, передадите ему что-нибудь из еды?". Мама тут же зарезала козлёнка и отправила мясо в Иваново. Позже выяснилось, что нет по указанному адресу госпиталя и папа в Иваново никогда не был…

Во время бомбёжек в домах выключали свет, мы с мамой и братьями выходили во двор на завалинку – никогда не забуду это зарево от вражеского огня.

В селе работала школа. Мы с братом учились в разные смены, носили одни валенки на двоих, я прихожу из школы - он уходит. Весной после уроков дети с учителями дружно сажали деревья, цветы. По вечерам мамы, бабушки и девочки что постарше вязали рукавицы, носки на фронт. С тех пор умею шить, вязать, вышивать
.

С Ленинградского фронта Екатерина Жабанова получала письма от мужа, в которых он всегда наставлял: "Катя, береги детей. Скоро вернусь". Никогда не жаловался на то, что тяжело или страшно… Перед атаками они собирались и тесным кругом вспоминали семьи, рассказывали друг другу, кто кого ждёт дома.

С войны Николай Петрович не вернулся и никаких сведений о старшине Жабанове не было. Алла выросла, получила образование, вышла замуж, вместе с мужем переехала в Выборг. Тогда и занялась поисками. Старший сын как-то сказал: "Мама, не расстраивайся, я поступлю в военное училище и обязательно найду дедушку". Поступил, но беда пришла откуда не ждали: подхватил воспаление лёгких и после долгой болезни, занесенной нестерильным шприцом, умер.

- Мама не верила, что папы больше нет, надеялась, что он вернётся домой. Замуж она больше не вышла. Кстати, отцовские письма помогли мне разыскать, где он погиб и захоронен: копии этих писем я рассылала в военкоматы, архивы, в том числе и в главный военный архив Министерства обороны в Подольске. Сначала отовсюду мне отвечали, что сведений о Н.П. Жабанове нет.

Последние упоминания об отце нашлись в Белоруссии. Я написала письмо прямо на имя президента Александра ЛУКАШЕНКО. И из военного комиссариата Витебской области пришёл ответ от полковника В.А. Селезнёва, что отец погиб в тех местах 14 февраля 1944 года и захоронен в братской могиле в деревне Зароново. Изначально отец был похоронен на станции Оршовка, ему был поставлен памятник, а когда решили установить большой мемориал, всех перезахоронили в одно место.

Мне прислали документы, подтверждающие что отец был награждён орденом Красной звезды. По переписке я познакомилась с активистами Совета ветеранов Витебской области, которые ухаживают за братским захоронением, они прислали мне фотографии – на мемориальной доске выбито имя моего отца. Пришло также письмо от комитета социальной защиты с приглашением: если я захочу побывать на его могиле, меня встретят… К сожалению, пока я там не побывала, но очень надеюсь, что в скором времени обязательно съезжу
.

Во время войны в Ленинградской области погиб не только отец Аллы Николаевны, но и два дяди по маминой линии и оба дедушки.

- Сегодня я работаю в Совете ветеранов, у нас сложились хорошие отношения с молодёжным клубом "Вольный". Волонтёры помогают пожилым людям, к примеру, к 9 Мая намыли окна, навели порядок в квартирах, подготовили для моих подопечных концерт. Я благодарна девушкам и юношам, что они не забывают стариков. Поздравляю ветеранов, особенно участников войны, с Великой Победой!

Читайте также