899 ИМЁН ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ

899 ИМЁН  ВОЗВРАЩАЮТСЯ  ИЗ НЕБЫТИЯ
1293
899 ИМЁН ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ

В день Воинской славы России в посёлке Кузьминское Гончаровского поселения прошло перезахоронение 774 погибших бойцов 8-й и 97-й дивизий РККА, погибших в этих краях в конце февраля 1940 года – на излёте Зимней войны. Торжественно-траурная церемония стала итогом двухлетней работы поисковой группы “Безымянная”, отрядов “Звезда” и “Добрыня”. 

75 лет безвестности

На церемонию перезахоронения прибыли нашедшиеся родственники пятнадцати бойцов из разных регионов России и ближнего зарубежья. Их приветствовал глава Гончаровской администрации Андрей СИМОНОВ:

- Поисковиками проделана огромная работа - найдены чьи-то деды, отцы… Перемычка между Раковыми озёрами, где шёл тот бой, - всего один километр, и на ней полегла почти тысяча красноармейцев. Молодёжь, вдумайтесь, сколько людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами спокойно жили, учились, и над нами было мирное небо России. 

Председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Михаил ЛЕБЕДИНСКИЙ продолжил:

- Это самое большое захоронение на территории Ленинградской области по Зимней войне. Ещё Александр Васильевич Суворов говорил, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. И мы должны делать всё, чтобы в нашей истории оставалось как можно меньше белых пятен, чтобы все имена вернулись из небытия, чтобы все воины были захоронены, как подобает защитникам Отечества. 

Руководитель Центра патриотического воспитания и подготовки молодёжи к службе в армии “Патриот” при областном комитете молодёжной политики Дмитрий КУЗЬМИН подчеркнул, что сегодняшнее событие – очередное подтверждение того, что мы должны твёрдо знать свою историю, помнить наших героев и быть достойными их памяти.

Прежде чем приступить к погребению, главный специалист областного комитета молодёжной политики, командир поисковой группы “Безымянная” Герман САКС вручил прибывшим родственникам на память найденные личные вещи солдат. Это подписные ложки, перочинные ножи и другие предметы, благодаря надписям на которых удалось идентифицировать останки.

От имени всех родственников слова благодарности сказала внучка погибшего бойца Василия Дмитриевича Калачёва Ирина КОВАЛЕНКО:

- 75 лет они лежали безвестными. Теперь стало возможным похоронить наших родных с христианскими и воинскими почестями благодаря поисковикам, проделавшим огромную работу, администрации Выборгского района и Гончаровского поселения, областному комитету и районному отделу молодёжной политики. Отдельное человеческое спасибо поисковикам и персонально Герману Юрьевичу Саксу и Владимру Николаевичу БЫКАЧЕВУ. 

“Все судьбы в единую слиты…”

Младший сын Степана Николаевича Наймушина 76-летний Аркадий Степанович НАЙМУШИН из Удмуртской деревни Чабырово хорошо помнит, как пацаном ходил в школу в отцовской будёновке. Ему было всего полгода, когда отец 28-летним уходил в армию в январе 1940-го. Подросший сын практически не снимал будёновку с головы – настолько дорога была память об отце. Аркадий Степанович помнит, как мать рыдала над треугольниками писем (глава семьи с фронта писал, чтоб берегла детей) и фотокарточками, целовала их…

Настоятель храма Великомученика Дмитрия Солунского из села Избичня Брянской епархии протоиерей Александр КОЗИН, много лет занимающийся вопросами взаимодействия церкви и армии, полковник в отставке, приехал отпевать в числе многих и своего деда:

- Так получилось, что среди тех, по ком сегодня будем служить панихиду, и мой дед Иван Семёнович Козин, уроженец села Домаха Орловской области. Он погиб 23 февраля 1940 года. В похоронке было написано, что он похоронен у хутора Лехтола. С ним же призывался его друг Григорий Митин (всего орловских было 74 человека, из которых вернулись единицы). Оба погибли с разницей в один день. 

Бабушка Екатерина Ивановна, оставшаяся с тремя детьми, всю жизнь его ждала. Так случилось, что через три недели после похоронки она получила письмо мужа от 22 февраля: Иван скорбел о гибели друга. Бабушка отказывалась понимать, что похоронка прошла по почте быстрее, чем письмо. Бабушки не стало всего два года назад; рядом с местом, на котором она завещала её похоронить, она оставила клочок земли для своего Ивана.

Правнучатые племянницы Николая Фёдоровича Тамковича Ирина ЛОСЕВА и Елена КОРОВЧЕНКО, приехавшие из Белоруссии, десять лет назад увлеклись генеалогией. Прабабушка Анна Фёдоровна Тамкович рассказывала, что её родной брат 1905 года рождения погиб на финской войне. Когда его призвали, в деревне осталась жена с четырьмя ребятишками (в прошлом году не стало самой младшей из дочерей). Имея скудную информацию только лишь о месте гибели, Ирина и Елена через интернет нашли других родственников сослуживцев Николая.

- Мы приехали из Минска специально на эту церемонию. Дома своим детям мы ещё раз расскажем, как надо чтить память предков, и через год приедем сюда уже с ними.

Поисковая экспедиция длиной в два года

Так называемые “зубы дракона” в четыре ряда перекрывают перемычку между Раковыми озерами. Это часть финской линии укреплений, препятствующая быстрому продвижению танков. 

После того как в середине февраля 1940 года линия Маннергейма была прорвана, советские войска стали развивать наступление на Выборг. С восточной стороны финские части начали контратаковать наши прорвавшиеся подразделения. Сложилась достаточно тяжёлая обстановка. Перед 8-й Минской ордена Боевого Красного Знамени и 97-й стрелковыми дивизиями командованием была поставлена невыполнимая задача: обойти с тыла финский батальон и помочь продвижению наших частей, атаковавших противника с фронта. Здесь наши части встретили ожесточённое сопротивление финского 4-го пехотного полка. По льду озера, пользуясь прикрытием тростника, 151 стрелковый полк пошёл в обход финских позиций, чтобы ударить с тыла в районе хуторов Лехтола, Сикниеми и Палокангас. Но всё пошло не так. На карте Главного штаба не значилось, что здесь непроходимые болота. Это выяснилось уже на месте… На маленькой перемычке между Большим и Малым Раковыми озёрами с 20 по 28 февраля полегли обе дивизии, не считая потерь танковых частей, вспомогательных подразделений и авиации.

- Два года назад по запросу родственников мы поехали сюда на экскурсию и практически сразу же обнаружили санитарное захоронение. Инициировал эту поездку внук погибшего здесь лейтенанта Кирилла Афанасьевича Князева Кирилл Русланович КНЯЗЕВ. За два года поднято 774 бойца. Предположительно, ещё не найдены около ста пятидесяти. Полностью идентифицировано по личным вещам тридцать человек. По спискам идентифицированы все – 899 фамилий погибших в этом месте человек, - рассказывает Герман Сакс. 

Уникальность этой поисковой экспедиции заключается в том, что война здесь шла только семь дней, с 20 по 28 февраля 1940 года, и только этими двумя подразделениями; ни в 1941-м, ни в 1944-м боёв в этих местах не было. Со 100 %-ной вероятностью поисковики подтверждают, что все, кто значится погибшим или пропавшим без вести в эти дни, находятся именно здесь. Возможно, кто-то был пленён. С целью проверить и эту версию поисковики уже сделали запросы в финские архивы. Их имена могли оказаться в числе без вести пропавших; тогда список может ещё пополниться.

Предполагается, что все 899 уже известных имён и будут увековечены на воинском мемориале в Кузьминском. Найденные при дальнейших поисковых работах останки будут подхоранивать сюда же.

 

Читайте также