"КВИНТ" ИЩЕТ СООБЩНИКОВ

- Перед тем как начать с детьми во что-то играть, нужно объяснить им, что есть правило А, правило Б и правило В, которые ни при каких условиях не изменяются. А самое главное - эти правила должен изучить тот, кто взялся проводить игру, - говорит Сергей ЛУКИН, создатель математической игры "Классная пятёрка", которой уже исполнилось 20 лет.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

- Моя мама на железной дороге работала старшим дежурным стрелочного поста. На станции Выборг товарный, в её будочке с печкой-голландкой я провёл полдетства. Там можно было книжки почитать или посмотреть, как перегоняют составы. Машинисты на маневровых тепловозах порулить давали. С тех пор люблю запах мазута.
Учился я в школе № 6. На протяжении двух лет математику нам преподавал молодой учитель Михаил Львович Гурвиц. Его уроки были неординарными, непохожими на все остальные, он вёл интересные факультативы. А ещё в нашей школе был шахматный кружок, который вёл Валерий Петрович Дубровин - я стал заниматься у него. Был даже чемпионом города среди школьников, в 10 классе взял третье место по области.

После школы я не стал никуда поступать - не определился с выбором. Была, правда, детская мечта работать на железной дороге. Поработал 1,5 года грузчиком на судостроительном заводе, параллельно серьёзно занимался шахматами. Потом ушёл в Дом пионеров руководителем шахматного кружка, заочно поступил в Герценовский пединститут на математический факультет. Практику проходил в 1-й школе, а на постоянную работу устроился в 37-ю
.

"КЛУБНАЯ ТЕМА"

Здесь начинается история о том, как школьные учителя, вооружённые только своим энтузиазмом (и, конечно, развитым интеллектом), создали сообщество одарённых детей. Сообщество, которое давно переросло городской и даже районный масштаб.
На счастье выборгских детей 20 лет назад в ведомственной железнодорожной школе № 37 встретились учитель математики Сергей Лукин и учитель биологии Татьяна КОЖИНА
Уходя из Дома детского творчества, Лукин захватил с собой пятилетний опыт организации всероссийского детского шахматного фестиваля памяти Карла Яниша (1813-1872) - уроженца Выборга, выдающегося шахматиста, шахматного композитора, профессора математики.
- С 37-й мне повезло. В то время директором был Геннадий Петрович Корнеев. Он поддерживал любые начинания, и коллектив был очень творческий. И вот я придумал "Классную пятёрку".
Наталья САВИНОВА сейчас преподаёт математику в Гимназии, а двадцать лет назад работала в 37-й школе:
- Первая общегородская игра состоялась 21 декабря 1994 года, а годом раньше мы опробовали её в школе, по параллелям. Собрались в актовом зале, приехало тогда несколько школ из района. Я была соведущей. Мы стояли на сцене (помню, у меня каблук застрял в щели между досками, а Сергей Николаевич его вытаскивал). У каждой команды были группы поддержки, им тоже давалось несколько заданий, которые приносили бонусы команде.

Правила тогда были немного другие: ответ давала та команда, которая первой подняла руку. Сейчас в игре все команды активны. Дети должны написать ответы на листочках и сдать их в срок. Таким образом, условия для всех одинаковые, у самого быстрого нет приоритета. Пять игроков от каждого класса, 25 вопросов разной степени трудности - классические математические задачи, шарады, ребусы, анаграммы. Капитан команды выбирает конверт с номером задачи, которую будет решать весь зал. Если никто из зала эту задачу не взял, то выбравшая вопрос команда получает штраф. А по старым правилам проводится только финал.

- Игра имела в школе такой успех, что её решили проводить на район. Собирались в актовом зале. А летом в школе действовал лагерь "Юный Архимед" для одарённых детей со всего города. Там тоже проводили "Классную пятёрку", - продолжает рассказ Лукин. - Алексей Василевский, гимназист, придумал эмблему "КП". На третьем году существования игры в Гимназии появилась непобедимая команда Якова БЕЛОВА - они выигрывали четыре года подряд. Параллельно со мной у Татьяны Ионовны Кожиной появилась идея проводить игру по естествознанию, которая называлась "Осьминог". Это была очень интересная игра, но она требовала большой подготовки. Из 37-й перебрались в "Клуб+" в Доме культуры, а потом в "Сафари". Подозреваю, что в "Клуб+" нас пустили потому, что Кожина жила прямо над ним - видимо, это была компенсация за бытовые неудобства. - "Сафари" - модное тогда ночное заведение - располагалось во Дворце культуры: тёмный зал, драпировки… И вот мы в этом "интиме" развешиваем конвертики с заданиями, - с улыбкой вспоминает Наталья КАРПОВА, жена и соратник Сергея Лукина.

Итак, через два года после появления "Пятёрки" Татьяна Кожина и Сергей Лукин решили объединить свои усилия. Нашлись и единомышленники - учителя математики Любовь ВОЛКОВА и Наталья Карпова, с которыми Кожина ранее работала в школе № 6. К этой четвёрке время от времени присоединялся кто-то пятый, поэтому название "Квинт" ("пятерка"- латинск.) и в этом случае было верным. Чуть позже коллектив - магистрат клуба - сложился окончательно: Любовь Волкова, к тому времени уже работавшая в ГМ "Выборгский замок", привела в "Квинт" коллегу Юлию МОШНИК. Так укрепилась работа секции краеведения "Белый Драккар". С клубной "интеллектуальной валютой" вышло так: хотели ввести какое-то экономическое направление или игру, но дальше задумок не пошло. А придуманные учеником 6-й школы Володей ПАРШИКОВЫМ "квинты" остались. И система награждения работает: кто участвует во всех секциях, получает ступени, звания, много "денег", становится "квинтиллионером" и, соответственно, имеет возможность купить много призов на Интеллектуальном аукционе, завершающем клубный сезон.

НЕ ТЕСТИРОВАНИЕ НА ­IQ, ­А ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

- Одна из задач "Квинта" - дать возможность способным детям из разных школ найти друг друга, организовать для них некое сообщество. Этой идее очень способствовал летний выездной лагерь, который организовывала для нас три года подряд в конце 90-х Дина Афанасьевна Закачурина, бывшая в то время начальником управления образования. По результатам сезона мы отбирали детей, которые добились хороших результатов, и вывозили их дней на десять за город. Были там для них и няньками, и воспитателями - от подъёма до отбоя вместе. Каждый наш день был расписан по минутам. Вот тогда мы и получали сплочённый детский коллектив.

Самая большая педагогическая удача для "квинтовцев" - это когда дети из разных школ знакомятся и самостоятельно объединяются в команды. Так образовался "Зипипикус", который до сих пор играет в турнирах ВДИ - из выпускников Гимназии и школы № 11. В состав гимназической "Сливочной" вошла ученица 11-й школы. Команда "Нок@ут", которая в 2010 году стала чемпионом Ленинградской области в игре "Что? Где? Когда?", - тоже сборная по методике "Квинта".

- В самом начале, в 37-й, у меня была команда Пети Гройзмана. По моей просьбе с ребятами работал школьный психолог, который учил их работать в команде. Главное - выявить эффективную роль каждого члена коллектива - кто генерирует идеи, кто критикует, кто лучше и быстрей считает. Теперь тимбилдинг очень популярен. А уж если у игроков есть тренер, то это сразу заметно, от него идут все "командные фишки", которые способствуют сплочению. Например, "кричалки" перед игрой или то же хлопанье друг друга по рукам в знак победы.

Но есть дети, которые в одиночку играют лучше, чем в команде. Например, супермагистр "Квинта" семиклассник школы № 37 Денис ПИСАРЕНКО на последнем молодёжном Кубке мира по "Что? Где? Когда?" обыграл все местные команды, в том числе 11-х классов, взял 15 вопросов из 24. Из оргкомитета игры Лукину прислали письмо: "Вы уверены в честности результатов?" В "КП" Денис играет не со своей параллелью, а с 8-9 классами, и тоже многих обыгрывает.

"ПРЕБЫВАЮЩИЙ В ЭНТУЗИАЗМЕ МАГИСТРАТ"

- Мы проводим игры для разного контингента игроков, в том числе для молодых педагогов - надеемся найти сообщников-энтузиастов, нам нужны "проводники идей" в школах. Сейчас, конечно, трудно и детям, и учителям: из-за шестидневки многие команды просто не заканчивают сезон. В "Классную пятёрку" массово играют 5-6 классы, 7-х меньше, 8-9-е мы объединяем, чтобы было больше драйва. А старшим детям не до игр, у них подготовка к ГИА и ЕГЭ.

За эти двадцать лет Лукин успел поработать директором школы в Высоцке, завучем и директором 14-й школы, завучем в 37-й, замначальника управления образования и, наконец, ушёл на Выборгский судостроительный завод начальником отдела технического обучения. Но и там он организовал работу со старшеклассниками Выборга и района - теперь профориентационную.

Покинула клуб Татьяна Кожина, но сотрудничество с ней продолжается в иных формах. А магистрат по-прежнему пребывает в энтузиазме. По признанию Лукина, на педсоветах, бывает, такие искры летят!..

Читайте также