И ЭТО ВСЕ О НЕМ…

И ЭТО ВСЕ О НЕМ…
1168
И ЭТО ВСЕ О НЕМ…

Вспоминая Станислава Ростоцкого 

В свое время в Высоцк к Станиславу Ростоцкому приезжало много людей из Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга. Первый директор Детской художественной школы Леонид БОНДАРИК был знаком с великим режиссером. Своими воспоминаниями об этом замечательном человеке  он согласился поделиться с  читателями.

–  Мы часто беседовали. Как раз достраивалась база художественной школы, и иногда мне приходилось возвращаться в Выборг из Высоцка последним катером. Ростоцкий жил там, в своем доме, до поздней осени. Уже было прохладно, и мы сидели на нижней палубе, в тепле. Пока до Выборга дойдём, он много и интересно рассказывал. Это не были воспоминания о войне, он вообще не затрагивал эту тему. О кино  тоже очень мало говорил, в основном вели речь о житейских проблемах. Но, бывало, касались и высоких материй. 

В норвежских фиордах

Он много и восторженно рассказывал о Норвегии, куда его пригласили после съёмок фильма «И на камнях растут деревья». В Норвегии Ростоцкого встретили актёры, режиссеры, продюсеры, которые были заняты в съёмках этого фильма. Станислав Иосифович был заядлым рыбаком,  очень любил посидеть с удочкой. Его особенно порадовало то, что норвежские друзья отвезли его на маленький островок в фиордах, где поселили в рыбацкий домик со всеми удобствами. Там была горячая вода, электричество, маленькая кухня для приготовления пищи. Домик отапливался, причём подачу тепла можно было регулировать. И самое главное – имелся маленький катер: кнопочку нажмешь, и он сразу заводится! 

Ростоцкий на этом катере исколесил ближайшие фиорды, в которых, случалось, ловил и  большую рыбу. Но ему, конечно, прежде всего был важен сам факт рыбалки, сам процесс… У него был большой набор всевозможных японских удилищ, лесок, поплавков. (Леонид Иванович рассказывает, что Ростоцкий и ему подарил несколько японских крючков).

Я больше в жизни не встречал таких рыбаков, он к этому увлечению относился просто-таки  трепетно. Мы его каждый день видели с удочкой.

Когда детей на базе не было, он приходил туда на небольшой мысок, очень удобный для рыбалки, садился, закидывал удочку. Или усаживался в зеленую лодку, отходил от берега метров на сто, становился на якорь и ловил там рыбу, большую и маленькую.

Хозяин

Случалось видеть, как он занимался чем-то по хозяйству, чинил ограду, например… Режиссер умел очень многое делать сам: стругал, пилил. Кухню обшил свежеструганными досками, пропитанными подсолнечным маслом, от этого стоял приятный аромат, он очень этим гордился. 

Я летом бываю практически на всех островах, где Ростоцкий снимал фильмы… Между прочим, никогда не оставил после работы никакого хлама. А вот на острове Черничный москвичи фильм снимали, так  там до сих пор горы использованной горелой пиротехники и  ржавого железа...

Его жена Нина Евгеньевна, была молчунья, она его берегла, всегда смотрела на него с любовью, в т.ч. и когда принимали гостей. Дом был хлебосольным. Часто приезжал их сын Андрей. Ходил по берегу с бородкой,  как император (одна из его ролей –  О.Н.)… Играл без дублеров и погиб почти сразу после  смерти отца, упал с высокой скалы в пропасть. 

Как начиналось «Окно»…

Имя Ростоцкого связано с именем такого известного выборжцам человека, как Николай Васильевич Смирнов, который в свое время был главой районной администрации. Между прочим, если бы не он, то фестиваля могло и не быть. Николай Васильевич поддерживал художников, киноактеров, дружил с Ростоцким, частенько захаживал к нему в гости. А когда мы с детьми были в Высоцке на практике, то заходил и к нам. Я знал его довольно близко, он и в городе вечером заглядывал в школу узнать, как дела, какая помощь нужна, а иногда и просто поговорить. Он очень загорелся фестивалем и сделал всё от него зависящее, чтобы он состоялся.  

Это был очень деликатный, скромный человек, и к детям очень хорошо относился. Ему нравилось то, что вокруг работают юные художники…

Леониду Бондарику запомнилось выступление Ростоцкого на открытии фестиваля. Станислав Иосифович говорил очень интересно, просто, отвечал на вопросы из зала.

 Кто-то спросил, как ему удавалось при советской власти выпускать такие замечательные фильмы, на что режиссер дал достойный ответ:  всегда делал то, что хотел, как чувствовал, и ему никто ничего не запрещал. Он не посчитал нужным опускаться до жалоб на давление, принуждение. А ведь не секрет, что очень и очень многие его коллеги вели себя именно так, с готовностью понося строй, которому еще вчера верой и правдой служили... 

Про  что кино? Про любовь

Талантливый человек, человек чести и достоинства, со сложной судьбой,  он снимал замечательные  картины. Я и сегодня считаю, что  «Дело было в Пенькове» –  один из лучших фильмов о любви. «Белый Бим…» не могу смотреть без слез… И по сей день  люди  охотно смотрят «А зори здесь тихие»…

– Я перестал ходить на фестиваль. Молодые пробивные актеры и режиссеры… Мотыль, Говорухин, Ростоцкий –  все держали высокую планку, очень мудро все  ставили на свои места, вдохновляя других режиссеров на продуманные, хорошие, честные фильмы.

Прошлым летом подходил я к его домику, тропа заросла, калитка закрыта, забор покрылся мхом… Это хорошо, что вы вспомнили о Ростоцком. Жил человек, от которого исходило что-то очень светлое и хорошее…

Беседовала Ольга НАБАТОВА

____________________________________

Ранее по теме: Сколько стоит память

____________________________________

Читайте также